День 1

Сарнатх и Варанаси

Индия — это из сказок и старика Хоттабыча. В общем-то за эту короткую поездку она не стала ни родной, ни знакомой, так и осталось каким-то быстро промелькнувшим сном. Всего три дня, но зато сразу в Варанаси, самом священном месте индуизма.

Превью понравился. В принципе все правда, что говорят: и ярко, и грязно, и плохо пахнет, и удивительно красиво. Сама туда точно поеду, и, наверное, надолго; маленьких детей почти точно не повезу.

Летим в Дели и оттуда сразу пересадка на Варанаси. В аэропорту в ожидании второго рейса сразу можно приодеться в местные одежды, и это надо делать, реально удобно и по погоде. На этот раз мы не самостоятельные путешественники, а такие, с гидом. Встретил нас и вот уже едем в кондиционированной машине вот по таким улицам.

Это имя и правда существует!

Первая остановка — Сарнатх, пригород Варанаси. Это место, где Будда прочел первую свою проповедь после просветления. Здесь был большой храмовый комплекс, который построил император Ашока, великий покровитель буддизма, в 3-м веке до нашей эры. К сожалению, в 12-м веке мусульмане комплекс практически разрушили, и раскопали-восстановили что-то только англичане в 19-м веке... Сохранились фундаменты, сохранилась ступа вот такая (Дхамек называется, 43 метра высотой).

Даже если очень хочется клеить золотую фольгу на памятники старины, все равно нельзя!

Собакам тут раздолье. Но жарко.

А еще индийский бурундук!

В сам священный Варанаси плывем на лодке по священной Ганге (не Ганг, Ганга!). Доехать по суше можно, но не так живописно, город весь ориентрирован в сторону реки.

Целый флот припаркован. Пассажирских много, а еще больше лодок с дровами, для погребальных костров.

Вот такой красавец-лодочник нам достался.

На всем пути к реке спускаются вот такие ступеньки, называются гхаты. Они нужны для совершения ритуального омовения и кремации. А еще прогулок, стирки, сушки белья, медитации и чего угодно.

Вот там коза гуляет.

Это уже сам город.

А вот наш отель. Он расположен прямо на берегу Ганги, поэтому в нем нельзя употреблять алкоголь и есть невегетарианскую пищу, ни за какие деньги.

Вот такой товарищ тусовался прямо перед окном.

Самое важное место в Варанаси. Это гхат, где постоянно горят погребальные костры. Смерть в Варанаси — мечта индуиста, позволяет вырваться из круга перерождений. А если не смог вовремя приехать умереть, то быть кремированным на берегах Ганги — почти так же хорошо. Если есть деньги, надо купить настоящие дрова, это дорого и "священно", если денег нет, можно воспользоваться услугами местного крематория, в десять раз дешевле.

После заката новый выезд на лодке, погребальные костры ночью смотрятся еще живописнее.

Родственники и друзья усопшего тусуются рядом с костром, пока все не прогорит, а это несколько часов.

Мы попали сюда в дни праздника Дивали, праздника огней. Он длится пять дней, огни по всей Индии зажигают где можно и нельзя, пишут, что даже из космоса видно. А мы запустили по священной Ганге свои маленькие огоньки.

На большом гхате устраивают огненное богослужение монахи. Смотреть на них собираются толпы и на берегу, и с воды. Мы с лодки сегодня смотрим.

Шива лингам. Такие маленькие святилища в Индии везде. Символ мужского начала — во всех смыслах, не только сексуальном. Но в нем тоже.